Утомленные FLASH'ем
Если бы flash 'а не было, его следовало бы выдумать
Вы встречали человека, которого знакомство (пусть даже поверхностное) с Macromedia Flash оставило равнодушным? Я не встречал. Есть, правда, такая распространенная форма IT -снобизма: скрывать восхищение за показным пренебрежением. Но нас интересуют не психологические нюансы потребности в самоутверждении компьютерных специалистов, а секрет популярности, казалось бы, рядового продукта фирмы Macromedia .
«Чайники» ценят Flash за интуитивную прозрачность: даже не заглядывая в пространный « Help », можно создать простейшую анимацию. Для дизайнера важна, прежде всего, возможность объединить в сравнительно небольшом по размеру файле и графику, и видео, и звук, и впечатляющие эффекты. Web -разработчики теряют самообладание, размышляя о всегда современной динамичности, которую может придать их сайтам flash -технология. Производителям видеоигр Flash подарил необозримые просторы Интернета и его многомиллионную аудиторию. Начинающих программистов привлекают развитые средства интерактивности, которые предоставляет ActionScript – мощный язык программирования для Flash . Суровые сердца программистов со стажем не может не тронуть возрастающая от версии к версии объектная ориентированность языка, поддержка XML , соответствие стандарту ECMA и т.п.
Реже говорят о педагогической (да-да, это не опечатка) ценности замечательной программы. Для нас преподавателей программирования, кроме вопросов кого учить, чему учить и как учить, всегда актуален вопрос выбора учебного полигона. Имеется ввиду очевидный методический принцип: необходимо предмет изучения выявить и предъявить по возможности, в «чистом виде». Чтобы ученики преодолевали именно алгоритмические сложности, а не комбинацию сложностей математики, технических особенностей системы программирования, запутанной структуры библиотек API , обеспечивающих взаимодействие с операционной системой и т.п. Все эти дополнительные осложнения не только отвлекают от сути дела, но и неизбежно снижают уровень задач, через решение которых, собственно, и происходит усвоение нового. Короче говоря, так же как подготовка современных пилотов немыслима без интенсивного использования специальных тренажеров, подготовка программистов предполагает наличие подходящей системы программирования.
Вот такой системой и является Flash ActionScript. Чтобы не утомлять читателей, лишь кратко перечислю ее «методические» достоинства: наглядность, развитость изобразительных средств языка, изначально заложенная объектность, соответствие самым современным стандартам, сравнительная независимость от дебрей операционной системы и т.д. Ну, а как пройти мимо и не использовать в благородных образовательных целях вышеописанный интерес аудитории к возможностям Flash 'а?
Flash во « Взмахе » или « flash me, flap me»
В силу сказанного на уроках программирования в старших классах нашей школы Flash не только предмет, но и средство изучения.
Десятиклассники, прошедшие до этого через горнило «КуМира» и старичка- Pascal 'я и освоившие основы алгоритмизации и методы процедурного программирования, знакомились в этом году с принципами создания интерактивных программ. События и обработчики событий, кнопки и клипы, текстовые поля, функции, встроенные объекты – вот далеко неполный список терминов, с которыми они не просто познакомились, но смогли «пощупать руками», составляя разнообразные программы на ActionScript.
А вот ученики одиннадцатого класса – наша законная гордость – замахнулись в этом году на изучение (в свободное от занятий на многочисленных подготовительных курсах время) основ объектно-ориентированного программирования (ООП). Для непосвященных: ООП – современная технология программирования, которой (ввиду сложности недетской идеологии) традиционно не «учат в школе», а учат, разве что, в лучших физико-математических гимназиях и, естественно, на 2-3 курсах соответствующих специальностей в вузах. Так что «Взмах» попал не в самую плохую компанию, как вы считаете?
Вот здесь Flash нас выручил по-настоящему. Любая другая система программирования, как уже отмечалось, потребовала бы изучения массы технических деталей, связанных с библиотекой API (интерфейс программирования приложений). Главное же, что любой, даже малоопытный, Flash -программист находится в положении известного персонажа Мольера, неожиданно выяснившего, что он разговаривает прозой. Дело в том, что программисту поневоле приходится использовать многие ключевые элементы ООП, даже не зная их названий и оставаясь в неведении по поводу скрывающейся за ними идеологии. Повезло нам еще раз, когда как раз к началу учебного года вышла новая (седьмая) версия Macromedia Flash MX 2004. Кроме многих прочих нововведений, в новой версии ActionScript 2.0, наконец, полностью реализована концепция ООП.
Следует отметить, еще одно важное преимущество. В полном соответствии с методическими установками «Взмаха» Flash позволяет демонстрировать основные принципы программирования не на примитивных примерах, а на реальных разработках, близких к коммерческим приложениям.
О флэшере бедном …
В конце учебного года ученики работали над индивидуальными проектами. Вам судить, что из этого получилось. Следует учесть, что это проекты учебные . В частности, это означает, что при их разработке основное внимание уделялось идейной стороне, а не «вылизанности», приличествующей проектам коммерческим. Кроме того, у вас есть возможность, скачав исходный код, разобраться в нем и самостоятельно заняться усовершенствованием.
Поскольку в работах использовались различные техники программирования, советую новичкам начинать с работ десятиклассников. Работы выпускников требуют знания хотя бы основ ООП (в as -файлах содержатся объявления классов).
И последнее, для просмотра страничек
необходим Flash Player v .7 (или выше)
рекомендуется Internet Explorer 5.5 (или выше).
<<<
Вернуться к галерее
* Примечание для изучающих английский не во "Взмахе": flash в переводе означает вспышка ,
высвечивать "; а один из возможных вариантов перевода
flap – ВЗМАХнуть .
Бараз Михаил Яковлевич - Преподователь программирования БШ "Взмах"